Cудебная экспертиза – какая она сегодня

04 ноября 2010 года, 11:02
Беседа начальником ГУ "Республиканский центр судебной экспертизы МЮ РД" Магомедовым Г.М. Недавно в прессе прошла информация о том, что состоялось первое заседание экспертно-квалификационной комиссии при ГУ "РЦСЭ МЮ РД" по аттестации специалистов и экспертов на право самостоятельного производства экспертиз и экспертных исследований. Аттестовано 13 сотрудников, диапазон экспертных возможностей которых не ограничен. Это новая организация уже давно привлекла к себе внимание тех, кто нуждается в ее услугах.

О том, как она состоялась и какие проблемы решает, рассказывает ее начальник Гасан Магомедович Магомедов. Сам он уроженец селения Урцаки Дахадаевского р-на, окончил 1-ое Буйнакское педучилище, после службы в армии с отличием окончил естественно-географический ф-т Дагестанского пединститута, а также прошел неполный курс аспирантуры.

Мягкий в общении, но требовательный и справедливый в руководстве, очень внимательный и точный, завидный хозяйственник на производстве и отличный семьянин.

- Гасан Магомедович, как Вам пришла идея создания Центра судебной экспертизы?

- К идее создания Центра меня подвела сама реальность. Вначале сделаю небольшое отступление и скажу, с чего все это начиналось... В 1978 году волею судьбы я попал на работу в Даг. НИЛСЭ (тогда она так называлась) - Дагестанская Научно-исследовательская лаборатория судебной экспертизы, где руководил очень известный и талантливый человек в республике и за пределами - Сфиев Сфи-буба Юсуфович, отставной полковник КГБ, бывший министр юстиции и автор многих известных книг о дагестанских чекистах. Я по сей день с огромной благодарностью вспоминаю его.

Исходя из названия учреждения, тогда я думал продолжить научную работу - не получилось. Это была чисто экспертная работа; мне пришлось в кратчайшие сроки освоить две экспертные специальности: исследование наркотических средств и холодного оружия, но проработал там только два года.

- А потом?

- Потом пришлось уйти только потому, что не было никакой возможности получить жилье. Для меня тогда это было самым жизненно важным вопросом, и я решил эту проблему, работая в системе управления хлебопродуктов.

- А почему вернулись к экспертной деятельности?

- Вы знаете, я думаю, все-таки это судьба. Все эти годы я не забывал напутственные пророческие слова Сфи-бубы Юсуфовича, сказанные мне вслед: "Гасан, ты зря уходишь, мне кажется, все же, ты вернешься, и если когда-нибудь захочешь обратно - я тебя приму". И вот спустя столько лет, в 1997 году, я изъявил желание, пришел к нему - и ... он меня принял!. За шесть месяцев я освоил новую специальность  по исследованию объектов почвенного происхождения и стал экспертом-почвоведом, единственным в республике.

- А почему Вы ушли из НИЛСЭ?

- В 1998 году Сфиев С.Ю. по состоянию здоровья ушел на заслуженный отдых, и на его место Минюст России назначил Асекова С.А. К этому времени и НИЛСЭ переименовали в Дагестанскую лабораторию судебной экспертизы МЮ РФ.

В течение каких-то трех-четырех лет лаборатория, вместо того, чтобы развиваться, стала разваливаться, так как личный интерес руководителя был превыше всего. Из-за неумелого руководства нового начальника коллектив раскололся на "своих" и "чужих"; независимая экспертиза стала зависимой; на экспертов начали составлять материалы и возбуждать уголовные дела, и в результате всего этого мы стали терять авторитет и доверие судебных и правоохранительных органов. Сложные экспертизы назначались в соседние края и области. Мы находились как на тонущем корабле. Надо было как-то выходить из этого положения...

- И что же было предпринято?

- Мы несколько раз писали в Минюст России, изложив подробно все факты, но никакой реакции с их стороны не последовало. Мы обратились во все инстанции с просьбой разобраться и хоть как-то посодействовать. Наш голос не был услышан. Сложилась критическая ситуация, надо было что-то предпринимать. И тогда у меня внезапно возникла идея о создании Республиканской лаборатории. Этой идеей я поделился с министром юстиции РД Азади Тагировичем Рагимовым. Он внимательно выслушал меня и сказал: "Если разрешено федеральным законом не противоречит республиканским подзаконным актам и Конституции Дагестана, мы проработаем вопрос и с таким предложением выйдем к руководству республики". Руководство республики было информировано сложившейся ситуации в Даг. ЛСЭ и нашу идею поддержало.

- Но ведь для создания судебно-экспертного учреждения, прежде всего, нужны квалифицированные специалисты. Как Вы решили этот вопрос?

- Безусловно, создать такую специализированную организацию один человек не в состоянии, нужны годы для обучения и специализации работников. Я смог создать эту организацию, и меня поддержали в руководстве Республики Дагестан потому, что большинство коллектива - самые лучшие квалифицированные специалисты с большим стажем экспертной работы - были со мной. Официальной датой создания нашего учреждения считается 23 сентября 2005 года, когда вышло Постановление Правительства РД за № 161 "О создании ГУ "Республиканский центр судебной экспертизы МЮ РД".

-  Вот уже более 2-х лет прошло после создания Республиканского центра судебной экспертизы, скажите, с какими трудностями Вы столкнулись?

- Вы знаете, поразительной была реакция со стороны Минюста России: приехала компетентная комиссия, организовала проверку, подтвердились все негативные факты, сняли работы начальника Даг. ЛСЭ, а вот дальнейшие их действия по всем вопросам показали свое безразличие к улучшению судебно-экспертной деятельности в Республике Дагестан.

Была возможность объединить оба коллектива, возможность согласованно с мнением руководства РД назначить руководителя и усилить контроль за всей деятельностью лаборатории, но, к  большому сожалению, комиссия это проигнорировала. Руководителем лаборатории был назначен "свой" человек со стороны. Этими действиями они нас раскололи окончательно, создали конфликтную ситуацию и раздор. С какими только трудностями ни пришлось нам столкнуться, доказывая правомерность создания Республиканского центра.

Кроме того, на все наши письма об оказании помощи методическими пособиями, о прохождении стажировок и аттестации наших экспертов мы получали отказ, хотя правовое поле ФЗ № 73 распространяется на всю территорию РФ. Но при этом, несмотря на все создаваемые нам препятствия, мы все выстояли и состоялись.

Мы разработали всю необходимую документацию: Положение об аттестации работников Центра, Перечень экспертных специальностей; утвердили и компетентную экспертно-квалификационную комиссию из числа ученых специалистов и преподавателей криминалистики а также руководителей и работников других экспертных учреждений с большим стажем экспертной работы. Вся эта работа велась при активном участии и под контролем Министерства юстиции РД.

Другая трудность заключалась в том, что долгое время мы не могли определиться с помещениями, очень трудно в наше время найти подходящие площади под целую организацию. По поручению Председателя Правительства РД Министерство по имущественным и земельным отношениям нашло возможность разместить нас в административном здании по ул. Пушкина, 6. На выделенной площади мы своими силами сделали хороший ремонт, постепенно создаем все необходимые условия для всех сотрудников центра.

- Что показала первая аттестация?

- Начинать с нуля всегда трудно, мы решили аттестовать всех экспертов, даже тех, кто был аттестован Минюстом России, т.к. иногда возникал абсурдный вопрос о правомочности Российского свидетельства об аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы. Подобрался очень компетентный состав экспертно-квалификационной комиссии, вопросы каждого по своей специальности были подготовлены заранее, но и наши сотрудники, к удивлению, оказались на высоте. В результате все сотрудники были аттестованы.

- Какова загруженность работой и какого рода экспертизы Вы проводите часто?

- Вот судите сами, за неполных 2 года мы провели более двух тысяч экспертиз и экспертных исследований. Я хочу особо отметить тот факт, что у нас сложился сплоченный коллектив компетентных специалистов, особенно по исследованию почерка и подписей, по техническому исследованию документов и реквизитов, по строительно-техническим исследованиям.

В этом году, благодаря качественным исследованиям экспертов строительно-технического отдела нашего центра, правоохранительными органами в бюджет республики возвращено более 30 миллионов рублей. Это отмечено руководством МВД РД.

К нам обращаются правоохранительные и судебные органы нашей республики. Также мы выполняем экспертизы по обращениям юридических и физических лиц. Пользуясь случаем, хочу обратиться к читателям с тем, что мы оказываем действенную экспертную помощь по всем волнующим вас вопросам. Наши контактные телефоны:
68-19-17, 68-32-27.

- Как относится Ваша семья, Гасан Магомедович, к Вашей деятельности?

- Жена, Миясат Магомедтагировна - ведущий эксперт республики по почерку с
32-летним стажем; дочь - Зарема - старший эксперт по исследованию наркотических и психотропных средств, капитан полиции ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков по РД; сын Расул - эксперт автотехническим исследованиям нашего центра.

Так что, моя семья - это своего рода минилаборатория. Мы хорошо понимаем и дополняем друг друга.

 Хотя Ваша организация функционирует с 2005 года, но после аттестации она обрела новый статус, поэтому у меня есть повод поздравить Вас и пожелать плодотворной работы на благо дагестанцев.

Максим АЛИМОВ
(Дагестанская жизнь от 06.12.2007 №48)