С больной головы на здоровую

04 ноября 2010 года, 10:55
Резонанс Автор: Максим Алимов, журналист Так уж устроен человек – ему свойственно сомневаться. И чем выше интеллект, тем больше и глубже ставит он перед собой вопросы и находит на них, порой мучительно, ответы. Помните у царя Соломона: «Во многом знании – много печали»? Однако беда, когда в головах «сомневающихся» субъектов возникают провокационные вопросы и на них находят клеветнические ответы. Тогда пользы от них никакой, а навредить могут.

Недавно отдельные дагестанские СМИ подняли шумиху вокруг деятельности ГУ «Республиканский центр судебной экспертизы Министерства юстиции Республики Дагестан» (РЦСЭ) наподобие той, о которой сказано выше. В чем же дело? А дело, как говорят в народе - в недобросовестных, некомпетентных представителях слепой Фемиды. Не вдаваясь в длительные подробности предыстории конфликта, приведем отрывки из ответа государственного советника 2 класса бывшего тогда прокурора РД Имама Яралиева начальнику ГУ РЦСЭ МЮ РД Гасану Магомедову (02.03.06 г. № 15/1-149-06). «Проверкой установлено, что ГУ «Республиканский центр судебной экспертизы МЮ РД» создан на законном основании» и ... «в соответствии с указанными нормативными документами у экспертов, перешедших из Дагестанской лаборатории судебной экспертизы в ГУ «Республиканский центр судебной экспертизы МЮ РД» имеются все необходимые документы на право осуществления экспертной деятельности, каких-либо ограничений в связи с их переходом в другое экспертное учреждение не предусмотрено». Далее, ссылаясь на соответствующие законы и положения, после тщательного расследования И.Яралиев делает следующее резюме: «В связи с изложенным, ответ первого заместителя прокурора республики Кехлерова М.С. на Ваше обращение и обращение начальника Дагестанской лаборатории судебной экспертизы МЮ РФ Ахкуева Г.О. в части отсутствия законных оснований на право осуществления экспертной деятельности указанными экспертами, мною отзывается».

 

 

Но на этом противники новой конкурирующей с ними службы экспертизы не успокаиваются. В недрах дагестанской прокуратуры, как известно, не стопроцентно неподкупной, рождается новый сфальсифицированный документ.

Только что приступившему к новым служебным обязанностям на должности прокурора РД Игорю Ткачеву подсунули на подпись протест на тему легитимности деятельности ГУ РЦСЭ МЮ РД. Тот, естественно, «подписал не глядя», доверившись профессионализму своих подчиненных. Чуть позже, разобравшись, Ткачев так же, как и Яралиев, отозвал протест как необоснованный. Подобное случается в прокурорской практике, однако ошибка была исправлена. Зато это стало хорошим поводом для злопыхателей и распространителей слухов. Ведь давно и хорошо известно, что лучшие сорта лжи готовятся из полуправды, т.е. когда правда частично присутствует – протест же прокурорский все-таки был. Ну, а что он отозван, признан необоснованным – это для слухмейкеров дело десятое.

Правда, и сам Федеральный закон тоже оставляет лазейки для разночтения и недопонимания, из-за чего, к примеру, корреспондент одной из популярных дагестанских газет оказался во власти сомнений. Но если бы он удосужился еще прочитать комментарии к ФЗ № 73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ», то для него и читателей газеты многое бы прояснилось. Так, подтверждая легитимность создания ГУ РЦСЭ МЮ РД, в то же время автором статьи ставится под сомнение определение профиля работы, присвоение квалификации и аттестация сотрудников учреждения. А вот читая комментарий к ч.7 ст.11 ФЗ-73, выясняем: «Поскольку экспертные учреждения создают федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации, они и устанавливают профиль экспертного учреждения – виды экспертиз, проводимых в этом учреждении». Далее для развеяния всех сомнений и с целью закрепления урока для отстающих, читаем комментарий к ч.2 ст.38 указанного ФЗ-73: «Организационное обеспечение экспертной деятельности возложено законодателем на органы, создавшие данные учреждения – федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации». Под организационным обеспечением понимается принятие нормативных актов, унифицирующих общее руководство проведением экспертизы.

Следовательно, Республиканская государственная экспертиза, организованная при Министерстве юстиции Республики Дагестан, вполне очевидно легитимна, и никаких сомнений ни у кого в дальнейшем не должно быть.

Что же такое судебная экспертиза, почему из-за нее ломаются копья?

В нынешних сложных условиях, когда успешность правовой реформы неразрывно связана с объективизацией судопроизводства, развитием состязательности сторон в доказывании истины, существенно возрастает роль судебной экспертизы.

Основным носителем специальных знаний, согласно действующим УПК, ГПК, АПК, является эксперт, использующий свои специальные знания в процессуальной форме при производстве судебной экспертизы.

Что интересно, судебная экспертиза – это отличная от других специфическая разновидность экспертиз, обладающих особым статусом. Далеко не любое исследование может именоваться судебной экспертизой, поскольку эти экспертизы выполняются в ходе судебного разбирательства по уголовным и гражданским делам, делам по административным правонарушениям, а также при рассмотрении дел в Конституционном суде.

С каждым годом все больше возрастает роль судебной экспертизы в судопроизводстве. В последние годы в Дагестане, да и по всей России появились частные негосударственные экспертизы с громкими названиями- «независимая экспертиза», «независимая оценка» и т.д.

Для государственных судебных экспертов профессиональные и квалификационные требования определены в ст.13 ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Это и высшее профессиональное образование, и последующая подготовка по конкретной экспертной специальности. Кроме того, уровень профессиональной подготовки государственных экспертов каждые пять лет контролируется экспертно-квалификационными комиссиями. Несомненно, данные требования способствуют поддержанию требуемого уровня компетентности эксперта. В то же время эти квалификационные требования невозможно предъявить к негосударственным (частным) экспертам.

Кроме того, государственный судебный эксперт осуществляет свою профессиональную деятельность в специализированном судебно-экспертном учреждении, где имеется оснащенная необходимым оборудованием лаборатория, а где проводит эти исследования частный эксперт и проводит ли их вообще - никому неизвестно!

В настоящее время в республике нет ещё ни одного негосударственного экспертного учреждения, которое бы могло конкурировать с имеющимися государственными экспертными учреждениями! И вообще, как можно создать целое экспертное учреждение без подготовленных экспертов? Ведь для подготовки и обучения эксперта нужно время и место, где он должен обучаться и пройти аттестацию. Как говорится, есть название без содержания, только и всего!

К тому же реальная независимость негосударственных экспертных учреждений и частных экспертов, несмотря на то, что они именуют себя независимыми, далеко не всегда имеет место. Во многих случаях экспертный вывод находится в прямой зависимости от суммы гонорара за проведенное исследование. Абсолютно, мягко говоря, некорректно называть судебные экспертизы, проводимые в негосударственных экспертных учреждениях, независимыми, а частных экспертов – независимыми экспертами, поскольку отсюда следует, что в государственных экспертных учреждениях выполняют «зависимые» экспертизы.

Чтобы не быть голословными и «полуправдивыми», приведем примеры.

В ст.41 Федерального закона №73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 г. говорится, что в соответствии с нормами процессуального законодательства Российской Федерации судебная экспертиза может производиться вне государственных судебно-экспертных учреждений лицами, обладающими специальными знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не являющимися государственными судебными экспертами.

Используя положение ст.41, как сказано, в целях реализации единой государственной политики в области судебной экспертизы директор ГУ «Российский федеральный центр судебной экспертизы при Минюсте России» Лобанов Н.Н. учредил Палату судебных экспертов как некоммерческое партнерство судебных экспертов - НП «СУДЭКС», основное направление которого- развитие негосударственной судебно-экспертной деятельности в РФ. Это зарабатывание денег на чистом обмане. Теперь любой водитель, имеющий высшее образование, может получить сертификат соответствия, удостоверяющий компетентность судебного эксперта, только плати 50 тысяч рублей. Вот один из источников появления так называемых «независимых экспертов».

Подобные СУДЭКСы и всевозможные некоммерческие партнерства существуют под вывесками различных «ООО» на добровольных началах. Поскольку судебно-экспертная деятельность не подлежит лицензированию, за ее выполнение берутся многие организации без всяких на то оснований, не видя разницы между судебно-экспертной и вообще исследовательской деятельностью. Их сотрудники понятия не имеют, чем несудебная экспертиза отличается от судебной, и вместо экспертного заключения представляют отчет, словно аудиторская фирма, занимающаяся оценочной деятельностью. Потому и неудивительно, что их заключения изобилуют процессуальными и фактическими ошибками и неточностями.

В русле обсуждаемой проблемы следует обратить внимание еще на одну существенную деталь. ГУ «Республиканский центр судебной экспертизы МЮ РД» создано не на пустом месте, а на основе сложившегося коллектива квалифицированных экспертов с большим практическим опытом, которые перешли из Дагестанской лаборатории судебной экспертизы МЮ РФ.

Чтобы ближе и конкретнее узнать о коллективе, возможностях и перспективах Республиканского центра судебной экспертизы, мы попросили его руководителя Гасана Магомедова рассказать об этом нашим читателям.

- Деятельность Центра осуществляется на основе процессуального законодательства РФ, Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» и в соответствии с Инструкцией по организации производства судебных экспертиз в Центре, аналогично, как и в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Минюста РФ.

В настоящее время в Центре работают 15 квалифицированных экспертов по разным видам экспертной деятельности, из них- 1 кандидат наук, 3 аспиранта. Наши сотрудники ежегодно по договоренности проходят стажировку по выбранной специальности в лучших государственных экспертных учреждениях России. Хочется особо отметить и тот факт, что нам удалось оперативно в кратчайшие сроки создать и укомплектовать самым современным оборудованием свою исследовательскую лабораторию, без которой практически невозможно провести экспертные исследования. Идёт процесс освоения новых видов экспертиз. Кроме тех традиционных видов экспертиз, проводимых в Центре, в этом году дополнительно нами освоены исследования нефтепродуктов, спиртосодержащих жидкостей, а также - лингвистическая экспертиза, причем впервые на Юге России.

К сведению, теперь, наши эксперты-лингвисты устанавливают:

- в уголовных делах (экстремизм, клевета, оскорбление, национальная рознь, угроза, вымогательство);

- в гражданских делах (защита чести, достоинства и деловой репутации);

- в арбитражных спорах (нарушение авторских и смежных прав, толкование договоров, протоколов, документов хозяйственного оборота).

Думаю, не останавливаясь на достигнутом, и дальше осваивать востребованные новые экспертные специальности.  

А моей основной целью является вывести наше экспертное учреждение на более высокий уровень развития, способный решать любые возникающие вопросы в сфере судебно-экспертной деятельности.