ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Объектом судебно-психологической экспертизы является психическая деятельность здорового человека. В центре исследования находится личность подэкспертного (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, истца, ответчика, других лиц).
I. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе:
1. Экспертиза по делам о возмещении морального вреда
Обнаруживаются ли у потерпевшего (истца) признаки негативных переживаний (страданий) в связи с событиями, составляющими основу дела (указать, какими) или действиями ответчика (причинителя вреда), если имеются, то в чем конкретно выражаются, какова их стойкость, глубина и интенсивность?
Изменилось ли психическое благополучие истца в период событий или действий ответчика в период, последовавший после исследуемых событий или действий ответчика и, если да, то имеется между этими обстоятельствами причинно-следственная связь?
Какие индивидуально-психологические особенности потерпевшего обусловливают увеличение стойкости и интенсивности его субъективных переживаний (страданий), связанных с действиями ответчика?
2. Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей, спорами о лишении родительских прав, восстановлении в правах, усыновлении.
Учитывая особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологические особенности ребенка и родителей, особенности существующих между ними взаимоотношений, привязанность, систему ценностей и отношений родителей, стиль воспитания, с кем из родителей в существующих условиях целесообразно с психологической точки зрения постоянное проживание ребенка?
Каким должно быть участие в воспитании каждого из родителей (отдельно проживающего родителя)?
Учитывая возрастные особенности ребенка, может ли его решение постоянно проживать с матерью (отцом, другим родственником) быть обоснованным, соответствовать его системе отношений, привязанности и интересам?
Имеются ли психологические факторы целесообразности (нецелесообразности) усыновления?
3. Экспертиза по делам о признании недействительными сделок с пороками воли.
Учитывая особенности психической деятельности субъекта (дееспособного лица), его состояние и конкретные обстоятельства дела, было ли его волеизъявление при заключении сделки полноценным?
Мог ли субъект при совершении сделки в полной мере свободно и осознанно принимать решение и осуществлять полноценное руководство своими действиями?
Учитывая особенности познавательной сферы лица, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, являлось ли представление о существенных элементах сделки правильным?
Какие психологические факторы могли повлиять на формирование у лица неправильного представления о сделке?
II. Судебно-психологическая экспертиза в уголовном процессе:
1. Исследования в отношении обвиняемых.
Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
Находился ли обвиняемый в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?
Учитывая эмоциональное состояние обвиняемого, его индивидуально-психологические особенности и содержание конкретной ситуации, могли он адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?
Какие индивидуально-психологические особенности могли существенно повлиять на поведение обвиняемого в юридически значимой ситуации?
Свойственна ли обвиняемому повышенная враждебность (иные свойства - агрессивность, возбудимость, внушаемость, зависимость и др.) и как это могло повлиять на его поведение в исследуемой ситуации?
2. Исследования в отношении несовершеннолетних обвиняемых.
Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими?
3. Исследования в отношении свидетелей и потерпевших.
Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуальные особенности психической деятельности, которые могли существенно изменить качество восприятия им, запоминания и воспроизведения важной для дела информации?
Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
Мог ли (способен ли) свидетель (потерпевший) давать адекватные показания по поводу интересующих следствие обстоятельств?
Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (например, повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать важные дела обстоятельства и давать адекватные показания?
4. Исследования в отношении потерпевших по сексуальным преступлениям.
Учитывая возрастные, индивидуально-психологические особенности и психическое состояние потерпевшего, а также конкретные обстоятельства дела, мог ли он (она) правильно воспринимать происходящие события, понимать характер и значение действий виновного?
Мог ли потерпевший при исследуемых обстоятельствах оказывать сопротивление противоправным действиям?
Мог ли потерпевший (потерпевшая) давать правильные показания?
Способен ли потерпевший давать правильные показания в настоящее время?
Какие индивидуально-психологические особенности могли повлиять на поведение потерпевшего в исследуемый период (в том числе, какие особенности могли обусловить виктимное поведение - при наличии его признаков)?
5. Исследования по фактам самоубийства (в том числе неочевидного)
Обнаруживал ли погибший в период, предшествовавший его гибели, признаки какого-либо психического (эмоционального) состояния, если да, то, как это состояние могло повлиять на его психическую деятельность и поведение?
Имеется ли непосредственная причинно-следственная связь между психическим состоянием погибшего и действиями обвиняемого (указать, какими) и/или конкретными жизненными обстоятельствами (указать, какими)?
6. Исследования по фактам аварий на транспорте и производстве
Находился ли обвиняемый при исследуемых обстоятельствах в каком-либо эмоциональном состоянии, затрудняющем выполнение им своих профессиональных функций?
Соответствовали ли психологические и психофизиологические особенности субъекта требованиям экстремальных условий функционирования или нервно-психическим перегрузкам?
Какие индивидуально-психологические (в том числе психофизиологические) особенности субъекта могли повлиять на качество исполнения им своих профессиональных функций в исследуемых обстоятельствах?
Способен ли был водитель (диспетчер, летчик и т.п.), предвидеть наступление опасных последствий своих действий (бездействия), принять правильное решение по предотвращению этих последствий и реализовать его, контролируя ход реализации?
III. Исследования по иным направлениям:
1. По делам о защите чести, достоинства и деловой репутации
Являются ли действия (высказывания, публикации) ответчика (указать, какие) психотравмирующими для истца, затрагивают ли значимые дня него ценности, чувства и отношения, наносят ли урон его социальному статусу?
2. По фактам психологического воздействия (в т.ч. при проведении допросов; по фактам мошенничества, влияния теле-, видео-, печатной продукции)
Содержит ли видеозапись допроса (иных действий) признаки недопустимого психологического воздействия, оказываемого на допрашиваемого со стороны допрашивающего или третьих лиц?
Обнаруживаются ли в действиях (деятельности) конкретного лица (группы лиц, организации и т.д.) признаки направленного психологического воздействия на потерпевшего (других лиц), оказывает ли эта деятельности негативное влияние на психическую деятельность людей (несовершеннолетних, лиц других категорий)?